"Stereo&Video"
www.stereo.ru
Автор: Алексей Грудинин
No 5/2007

Проигрыватель виниловых пластинок SME Model 10

Первый свой тонарм основатель компании SME (Scaled Model Equipment) Алэстер Робертсон-Айкман (Alastair Robertson-Aikman) сконструировал в 1959 году для себя, так сказать, для внутреннего употребления, однако модель получилась столь удачной и была с таким энтузиазмом встречена друзьями, что этот «малый» успех подвигнул Робертсона-Айкмана организовать промышленный выпуск тонармов для высококачественных проигрывателей. Отечественных аудиофилов с продукцией SME косвенно познакомил в 70-х первый советский проигрыватель высшего класса «Электроника Б1-01», который был оснащен добротной копией классического тонарма SME 3009.

Из всей бытовой радиоэлектроники проигрыватели виниловых дисков стоят особняком — пожалуй, именно они отличаются особенным своеобразием как стилей, так и инженерных решений. Здесь можно встретить все — и модели, созданные с расчетом на технократов, предпочитающих «модерн» даже в таком классическом жанре, как виниловые проигрыватели. Здесь будет и прямой привод диска с кварцевой стабилизацией частоты и тангенциальным тонармом с полностью моторизованным приводом позиционирования головки, и автоматическое определение формата диска, автоматическая чистка, да мало ли что еще. Наш сегодняшний гость не таков, это, скорее, полная противоположность механистичному, технократическому подходу конструирования виниловых «вертушек»; это аппарат для лириков, а не для физиков, для тех, кому процесс не менее, а порой и более важен, чем результат. Дизайн аппарата завораживает с первого взгляда, никого не оставляя равнодушным. Это как своеобразная лакмусовая бумажка, тест, кто вы — физик или лирик. И в этом смысле отношение к аппарату (назвать его продуктом не поднимается рука, разработка подобного класса приборов сродни искусству) может быть не менее интересным, чем сам проигрыватель. Но не менее интересно проследить историю развития компании, практически все свои силы отдавшей разработке устройств для проигрывания виниловых дисков.
В последние годы фирма выпустила линейку из трех проигрывателей экстра-класса. Сегодня Проигрыватель виниловых дисков SME Model 10мы знакомим читателей с «младшим» аппаратом в этой линейке — SME Model 10. Аппарат выполнен по традиционной для проигрывателей такого уровня блочной конструктивной схеме. Стол с ременным приводом оборудован платформой для установки тонарма. Блок управления приводом, выполненный на основе восьмибитового микроконтроллера, собран в отдельном корпусе и соединен со столом только кабелем. Фазовая синхронизация работает по датчику, выдающему 120 импульсов за оборот. Двигатель привода закреплен на нижней плате стола в демпфирующем корпусе. Привод абсолютно бесшумный в работе благодаря, во-первых, качеству подшипников двигателя, а, во-вторых, эффективной двухступенчатой развязке по отношению к диску: первая — полимерный между двигателем и его корпусом, вторая — три демпфированные стойки между нижней и верхней платами стола. Привод продемонстрировал отменную динамику на массивном (более 4 кг) диске. При старте фазовый захват происходит через примерно 4 секунды, а при остановке диск становится неподвижным примерно за треть оборота (оба показателя для скорости 33 1/3).
Как мы уже отмечали, стол оборудован платформой, в принципе позволяющей установку разных тонармов. Наш сегодняшний аппарат укомплектован тонармом SME 10, в основу которого положен знаменитый SME 309, с адаптированным под конкретную конструкцию креплением. Труба тонармаТонарм для проигрывателя виниловых дисков SME Model 10 изготовлена прессованием из магниевого сплава. Такая технология обеспечивает не только высокую точность геометрии, но и идеально стабильные свойства самого материала по всей детали. Из того же сплава отпрессован и головкодержатель. Магниевый сплав в сочетании с конической формой дают прекрасное соотношение масса/жесткость, что позволяет в сложной резонансной системе головка-тонарм трубу с минимальной погрешностью считать абсолютно жесткой. Приведенная эффективная масса тонарма составила всего 9,5 г. Противовес стильной формы перемещается горизонтальным ходовым винтом, а фиксируется вертикальным стопорным. Обращает на себя внимание отсутствие шкалы регулировки прижимной силы. Это обусловлено, во-первых, тем, что аппарат поступает потребителю полностью отрегулированным, а, во-вторых, регулировку тонармов высокого класса не следует делать «по линейке на глазок», эффективнее для этого воспользоваться электронным измерителем прижимной силы, который, кстати, входит в число дополнительных аксессуаров, предлагаемых покупателю.
Стоит отметить удобную организацию микролифта, рычажок которого позволяет выбрать любой из двух режимов оперирования — ручной или автономный. При ручном вы сами поворачиваете рычажок в горизонталь, задавая скорость опускания, а если вы резко опустите тот же рычажок ниже горизонта до упора и отпустите, демпфирующий узел микролифта обеспечит предельно плавное опускание иглы в канавку примерно за 4–5 с, а рычажок сам придет в горизонтальное положение. Подъем иглы только ручной.
И, наконец, завершающий аккорд — головка Symphony MC013 фирмы Clearaudio. Аккорд, надо Головка для проигрывателя виниловых дисков ClearAudio Symphonyотметить, вполне достойный. Корпус из эбенового дерева, мощный самарий-кобальтовый магнит, подвижные катушки из 24-х каратного золота, иглодержатель из бора, двухполюсная игла Trygon P II. Полная масса головки всего 4,8 г, отчасти благодаря сверхлегкому материалу корпуса. Мощная магнитная система обеспечила высокий (для подвижных катушек) выходной сигнал — 0,7 мВ при колебательной скорости 5 см/с. Под стать высоким параметрам и внешний вид головки — строгая, но благородная простота, лаконизм в отделке, отсутствие декора.
Но, пожалуй, самое интересное мы оставили напоследок. Прослушивания. Это сродни ритуалу, требующему вдумчивости и сосредоточенности. Малейшее неверное движение и... нет даже и не хочется думать об этом. И вот, наконец, все приготовления закончены, тонарм медленно, очень медленно опускает головку на диск, из колонок раздается характерный, уже почти забытый, звук потрескиваний винилита. Аналогового шума практически не слышно, как и рокота, чего и следовало ожидать, учитывая класс аппаратуры. Но, пожалуй, самым интересным стало своеобразное путешествие на «машине времени» — прослушивание коллекционных записей 60-х, 70-х и 80-х годов. Отчетливо, как на ладони, заметны абсолютно разные подходы к записи, мастерингу и сведению фонограмм, звуковой моды, если хотите, тем не менее, даже для дисков, разменявших свой пятый десяток, качество звучания остается на удивление высоким, без каких-либо скидок на возраст. В этом своеобразном слепке времени, пожалуй, и состоит самое интересное свойство винила — сохранить для будущих поколений не только записи, но и характерное звучание эпохи.

Конечно, говорить о частотной характеристике собственно проигрывателя не совсем корректно — существенный вклад в АЧХ неизбежно будет вносить и предусилитель-корректор . К АЧХ никаких претензий нет, по меркам Audio CD неравномерность в 2,5 дБ может показаться излишне большой, но не будем забывать, что мы говорим об аналоговой технике, где частотная характеристика на максимальной частоте среза нормировалась по уровню –6 дБ. Особо отметим практически идеальную форму АЧХ в области низких частот — ее форма ровная, без каких-либо резонансов говорит об отличном балансе и демпфировании как подвижной системы самой головки, так и тонарма. Неудивительно, даже поворотный узел крепления выходного разъема головки великолепно задемпфирован. Спектрограмма шумов и помех, которая тоже в значительной степени определяется предусилителем-корректором, вполне предсказуема — минимум на средних частотах — в полосе от 3 до 8 кГц около –38 дБ (не будем забывать, что речь здесь идет о не взвешенных значениях). С увеличением частоты шумы и помехи закономерно возрастают, в том числе и за счет царапин на диске, на нижних частотах доминирующее значение принимает рокот.