Марк Майклсон
SOUND STAGE
май 2008

ТЕСТ. Проигрыватель виниловых дисков TW-Acustic Raven AC

Проигрыватель грампластинок TW-Acustic Raven AC

Идея проигрывателя грампластинок сама по себе проста, но она  чрезвычайно сложна в реализации, по крайней мере с учетом требований аудиофильского рынка.

Скорость вращения диска должна быть как можно более стабильной, поскольку малейшие ее колебания ухудшают звучание. Существенна также связь вибраций мотора с движением опорного диска и микронными вибрациями в звукоснимателе, вызываемыми музыкальным сигналом. Вибрации мотора и даже трение в подшипнике могут достигать поверхности пластинки и смешиваться с полезным сигналом, который головка извлекает из канавки. Имеют значение также акустические и структурные вибрации – они тоже снижают качество звучания.

Производители проигрывателей борются с вредными вибрациями разными способами: применяют пружины и специальные демпфирующие материалы, увеличивают массу устройств. В лучших проигрывателях реализовано несколько стратегий, направленных на всеобъемлющую борьбу с шумами, проникающими в звучание с поверхности пластинки. Модели имеют высококлассные моторы и источники питания, которые помогают поддерживать стабильность следования иглы по канавке.

Томас Уошник, руководитель и главный конструктор германской компании TW-Acustic, поставил в основу своей стратегии эти принципы, без всестороннего учета которых невозможно создавать проигрыватели виниловых дисков топ-класса.

ШАССИ
Raven AC – как говорят английские студенты -  «magnus opium» Уошника, – производится уже десять лет, и все это время Уошник искал оптимальный материал для шасси и диска. Черный как ночь материал с поверхностью, словно покрытой воском, состоит из четырех ингредиентов – Уошник пожелал раскрыть только два из них: делрин и медный порошок. Амальгама не так неуязвима, как, Проигрыватель виниловых дисков AC RAVENскажем, материал Х, из которого изготавливается акустика Wilson Audio. Когда ко мне прибыл первый Raven AC, выяснилось, что его можно поцарапать: проигрыватель не запаковали должным образом, и незакрепленные части оставили на нем отметины. Однако, устройство довольно инертное. Попробуйте легонько постучать по нему костяшками пальцев, и вы почувствуете это. Основания для проигрывателя и пластинки выполнены с высокой точностью из толстых плит этого материала на станках с числовым программным управлением. Сверху на базе закреплен элемент из нержавеющей стали, который значительно увеличивает массу проигрывателя. Снизу прикручиваются три держателя для ножек. Сначала TW-Acustic комплектовала каждый проигрыватель резиновыми ножками, а Stillpoint предлагала в качестве опции. Сейчас в комплекте Raven AC идут опоры Stillpoint OEM-производителей. Не убежден, что они лучше стандартных Stillpoint, но определенно лучше резиновых ножек.

В шасси проигрывателя ввинчен подшипник, представляющий собой толстый стержень из высокопрочной стали, отполированный на одном конце до зеркального блеска. Опорный диск устанавливается на место после внесения смазки в узел подшипника. Как и основание, опорный диск изготовлен из материала, состоящего из нескольких ингредиентов. Сверху на диске из загадочного компаунда располагается толстый медный диск, который тщательно отполирован и защищен от коррозии, в центре диска находится жидкость. Джефф Каталано из High Water Sound (североамериканский дистрибьютор продукции TW-Acustic) сказал, что из-за неточного перевода с немецкого люди думают, что при изготовлении диска использован «специальный клей» - предположительно для монтажа медной пластины, тогда как «клей» - это фактически та самая жидкая субстанция, помещенная в центре.

Общая масса Raven AC достигает 100 фунтов (свыше 45 кг). Предположения, что проигрыватель весит около 200 фунтов, неверны. Я не стал бы даже и пытаться водружать его на полку стойки, если б почувствовал, что он весил так много. Джефф Каталано поспешил заметить, что производитель не стремился просто увеличить массу Raven AC. Такая большая масса – это следствие усилий по улучшению демпфирующих свойств шасси и опорного диска, использования особых материалов для воспрепятствования проникновению вибраций к грампластинке, серьезных мер, направленных на изоляцию системы, включающих применение ножек Stillpoint.

БАЗА ДЛЯ ТОНАРМА
Тонармы (всего их может быть четыре) монтируются на консольной плите, привинченной к пилону из нержавеющей стали, который может размещаться в любом из четырех углов проигрывателя. Я знаю, что некоторые считают недостаточной жесткость консольных плит для тонармов, однако этот узел Raven AC, произведенный из ?-дюймовой бронзовой болванки, легко можно принять за деталь Хаммера. Тонарм монтируется очень просто, нет необходимости пропускать кабель через основание. Нужно только привинтить тонарм и затем закрепить плиту посредством винта, расположенного в центре. Два задних места для установки тонарма располагаются по сторонам от центральной ножки, поэтому вибрациям мотора, расположенного на другой плоскости, сложнее достичь узла, по сравнению с фронтальными размещениями тонарма – как раз над передними ножками.

ПРИВОД
Томас Уошник особенно горд своим DC-мотором – он конструировал моторы и для других производителей проигрывателей винила – и контроллером для мотора. Мотор представляет собой глубоко модифицированную модель Pabst, которую другие компании используют в оригинальном виде, он обеспечивает высокие кондиции вращения диска. Контроллер хранит сделанные вами регулировки скорости и может синхронизировать их с тремя моторами, – по-видимому, трехмоторный привод используют для достижения еще большей стабильности вращения. После проведения регулировок мотор превосходно отрабатывает рабочие характеристики, хотя, теоретически, три мотора, – конечно, лучше, чем один.

Хотя на рынке немало более эффектных внешне проигрывателей, визуально Raven AC производит впечатление очень серьезного продукта. Он напоминает Micro Seiki – легендарный японский производитель проигрывателей винила с металлическими опорными дисками, консольными плитами для тонарма и расположенными отдельно моторами. Все это есть у Raven AC. Нет только пылезащитной крышки: иначе и быть не могло – крышку просто негде устанавливать. Если ваша стойка подобна моей, на ней есть достаточно места вокруг вертушки, и вы можете заказать крышку, которая будет опираться на полку стойки.

Тем, кому цена Raven AC покажется слишком большой, стоит учесть, что Томас Уошник предлагает другой, менее дорогой проигрыватель: Raven One (за $6300, с бронзовой плитой для тонарма и OEM-ножками Stillpoint). Он изготовлен из того же секретного материала, имеет те же мотор и контроллер, что и Raven AC, но он чуть более компактный, благодаря чему выглядит, по-моему, более привлекательно. А на сэкономленные деньги можно приобрести классный тонарм и звукосниматель.

Инсталляция
Raven AC занял место на верхней полке стойки Silent Running Audio Craz 4 Reference. Во время прослушивания комната становится источником вибраций, вызванных акустическими волнами, ходьбой, поэтому очень важно расположить аудиокомпонент – особенно такой чувствительный к малейшим вибрациям, как проигрыватель грампластинок – на прочной, механически инертной стойке. Craz 4 идеально подходит для размещения такой тяжелой вертушки – кажется, стойка может выдержать даже линкор.

Я понимаю Кевина Теллекампа из Silent Running, который работал над созданием надежной платформы для Raven AC. Высокая эффективность продукции Кевина несомненна применительно к электронным устройствам, его стойки можно рассматривать как важный аксессуар проигрывателя Raven AC.

Я установил на Raven AC тонарм Graham B-44 Phantom, который полностью отвечает моим требованиям к установке и использованию. Нельзя представить себе более удобную регулировку азимута и вертикального угла захода иглы, съемная трубка существенно облегчает инсталляцию звукоснимателя – не нужно манипулировать с нежным узлом в неудобной позе, наклонившись к вертушке. Звукосниматели - Zyx Atmos и Dynavector XV-1s, головки класса MC с низким выходным напряжением существенно отличаются друг от друга по звуковому характеру.

В тракте работали акустические системы Wilson Audio MAXX 2, которые благодаря широкому частотному диапазону  особенно хорошо сочетаются с Raven AC. Усиление осуществляли моноблоки Lamm M1.2 Reference, Luxman B-1000f, а также стерео усилитель Audio Research Reference 110. Предусилители – Audio Research Reference 3, Luxman C-1000f и Aurum Acoustics Integris CDP, который функционирует также как CD-проигрыватель. Его встроенный фонокорректор работал поочередно с Audio Research PH7. Другой мой цифровой источник – универсальный проигрыватель Ayre C-5xe.

Межкомпонентные и акустические кабели – AudioQuest (William E. Low Signature, Sky) и Shunyata Research (Antares Helix и Orion Helix). Кабель тонарма – AudioQuest LeoPard, Furutech Ag-12 и Graham IC-70, все с разъемами DIN/RCA. Силовые кабели – Shunyata Research Anaconda Helix и Python Helix в версиях Vx и Alpha, а также Essential Sound Products – модель The Essence Reference. Чистое питание поставляли сетевой кондиционер Shunyata Hydra V-Ray и разветвитель ESP The Essence Reference.

ТЕСТИРОВАНИЕ
Когда тестирование Raven AC близилось к завершению и я уже собирался было опубликовать статью, Джефф Каталано сообщил мне, что Томас Уошник внес существенные изменения в конструкцию модели.

Во-первых, он усовершенствовал контроллер, который получил более мощный трансформатор, трехслойную печатную плату, по сравнению с прежним контроллером значительно изменилась емкость конденсаторов.

Во-вторых, новые OEM-ножки Stillpoint пришли на смену рекомендованным раньше стандартным конусам Stillpoint. Я считал, что прежний контроллер прекрасно справляется со своей задачей, однако новый блок привносит в звучание еще большее ощущение ритма и движения. Что же касается новых ножек, то, по правде сказать, я не убежден в их преимуществе, во всяком случае, тем, кто уже имеет Stillpoint, не стоит менять их на новые. Кажется, новые опоры делают звук чуточку более плотным, но вместе с тем он становится немного менее пластичным. Я бы без колебаний отдал предпочтение новому контроллеру, но вместе с тем мне не хотелось бы мириться с компромиссами, связанными с применением новых Stillpoint.

От двух аксессуаров Harmonic Resolution Systems вы не захотите отказаться. Первый, расположенный под мотором изолятор Nimbus Coupler (среднего размера, с полимерными прокладками сверху и снизу) ставит заслон приходящим извне вибрациям. Груз для грампластинки Analog Disk похож на Nimbus, только без полимерной прокладки сверху, он эффективно демпфирует диск и ослабляет шумы канавки.

Существуют и другие качественные прижимы и грузы для диска, например, Millennium Audiotrade Silentor. Millennium предлагает также очень хороший мат для пластинки из углеволокна: M-LP. Томас Уошник рекомендует использовать его, располагая ворсистой стороной вниз. Впечатляющие результаты дало применение мата Boston Audio Mat 1, который представляет собой скульптурную пластину из чистого графита.

Голос Raven
Внешний вид Raven AC довольно импозантный. Все в проигрывателе кажется даже излишне основательным, тяжелым и толстым с учетом простой, кажется, цели – вращать виниловый диск, однако все части работают согласовано, и превосходное, основательное звучание вертушки вполне под стать ее облику. Звучание Raven AC не скудное и не сдержанное, проигрыватель не скрывает тонких текстур, вероятно, потому что в нем надежно блокированы шумы, маскирующие детали. Вертушка играет динамично, плотно, по звуковому характеру близко к усилителям Lamm и акустике Wilson Audio, которые мне очень нравятся.

Если то, что вы цените в звучании виниловых пластинок, определяет достоинства аналогового звуковоспроизведения, то вы непременно почувствуете симпатию к Raven AC.

Что же в звуке проигрывателя такого привлекательного? Начну с богатой тембровой палитры. Любители аналогового звука с энтузиазмом оценят достоинство, которым редко обладают цифровые источники, а если и обладают, то, конечно, в значительно меньшей степени. Благодаря яркой, глубокой и насыщенной красочности все – от тарелок до скрипок и электронного баса – звучит потрясающе убедительно. Это не ламповая мягкость, а та особая редкая живость, благодаря которой каждая прозвучавшая нота сохраняет идеальную форму. Одна из моих любимых пластинок – обнаруженная недавно монозапись Стена Гетца 1949-50 гг., ремастированная Руби Ван Гелдером для релиза 1959 г. Long Island Sound [New Jazz 8214]. Это ранний Гетц, неторопливый, задумчивый и мечтательный. Утраченный голос, по крайней мере, для меня! – так мне казалось, пока я не обнаружил пластинку на развале, в большой коробке, которую купил всего за $10 (продавец просил $20). Конечно, Raven AC не волшебник, конечно, он не в силах сделать чего-либо со сжатой перспективой этой пластинки, однако он передает властный свинг игры Гетца, бросающий отсвет на все до единого звуки, которые извлекают из рояля и ударных пианист и барабанщик. Прослушивание пробуждало фантазию и воображение, и меня приводила в замешательство мысль, что эта музыка родилась около шестидесяти лет тому назад, в пору, когда Гетц записывал лучшие свои альбомы, и что пластинка, точно рухлядь, Бог знает сколько лет пролежала без движения в забытой всеми старой коробке. Любителям музыки должно быть стыдно! Мой превосходно сохранившийся экземпляр имеет на обороте конверта отметку "Not for Sale". Такая вот история!
Другая сильная сторона аналогового звуковоспроизведения заключается в бережном, динамически пластичном и естественном преподнесении музыкальных деталей, в подаче их без нажима и песка, столь часто встречающихся в звучании многих цифровых устройств. По правде говоря, аналоговые аппараты тоже иногда звучат шероховато и неинтересно, – но только не Raven AC, который всегда на редкость бережно извлекает из записи мельчайшие детали вроде капелек звуковых фонтанов тарелок, не позволяя им сливаться в неясном шуме. Мне всегда очень нравилась музыка Майка Олдфилда, его альбомы вроде Ommadawn [Virgin Records 27 493 XOT]. Я ценю в Олдфилде, и в Ommadawn в особенности, атмосферу хрупкой сентиментальности. Он пишет красивые мелодии и как из нитей сплетает из них ткани протяженных музыкальных пьес. Только что мандолина выводила мелодию, а за ней следует другое звучание, напоминающее оркестр. Raven AC мастерски отображает изысканную текучесть контрастных музыкальных текстур: волнующее блуждание пальцев по струнам, сменяющееся сокрушительной какофонией инструментов. Слушая, мы в какое-то мгновение концентрируемся на какой-то одной детали, очаровательной мелочи, которые всегда являются частями большого целого. Raven AC иллюстрирует это замечание, давая возможность лицезреть и лес, и отдельные деревья.

Ommadawn иллюстрирует способность хорошей пластинки завладевать вниманием слушателя, что-то почти непостижимое теряется, если слушать эту же музыку на CD. Я все еще верю, что есть вещи, которые цифре удаются лучше, – например, передача баса и масштаба образа, однако аналог покоряет тем, чего нельзя измерить, – но можно услышать. Raven AC обостряет это соотношение, делая более явными различия между аналогом и цифрой.

У меня есть много альбомов, записанных как на виниле, так и на CD, есть даже пара SACD-релизов. Один из них – это Time Out Дэйва Брубека, записанный фирмой Columbia на виниле [Columbia CS 8192], ремастированный Sony для CD [Sony/Legacy CK 65122] и негибридного SACD [Sony/Legacy CS 65122]. Скажу прямо: CD звучит детально и ясно, в звуке нет шипа. Звучание SACD в общем такое же, только более изысканное, слышно, когда передаются шикарные ударные Джо Морелло. Виниловый диск-ветеран, извлеченный из той же коробки, что и Стен Гетц, шипит и щелкает, но Raven AC воспроизводит его с такой подкупающей живостью, что, даже несмотря на шумы, превосходство винила не вызывает сомнений. Эх, отыскать бы эту пластинку поновее...

Raven AC произвел на меня исключительно сильное впечатление, но вкусы людей, как известно, различаются. Модели не свойственна бедность звучания, характерная для проигрывателей, утрирующих детали и выхолащивающих музыку с целью создать иллюзию прозрачности. Raven AC играет весомо, мощно, красочно, формируемый проигрывателем невероятно богато детализированный образ никому не покажется тусклым или вялым. Музыка свободно изливается; то мгновенно замирая, то вдруг снова легко начиная движение, она ежесекундно напоминает нам о заключенной в ней красоте. Raven AC – это компонент для людей, страстно увлеченных музыкой, его достоинства оценят не искатели поверхностных звуковых удовольствий, а те, кто стремится, глубоко воспринимая музыку, проникаться содержащимся в ней богатством. Много раз я попросту терял счет времени, уединившись с Raven AC и слушая любимые записи, и только игла, теряющая канавку старой пластинки, возвращала меня из забытья. Чем больше я слышу о войнах, о растущих ценах на еду и топливо, об ипотечном кризисе и грядущих выборах, тем чаще ощущаю необходимость погружаться в это блаженное состояние.

Сравнение
В современном мире для меня бы не составило большого груда отыскать проигрыватель, по качеству и цене соответствующий Raven AC, для прямого сравнения с последним. Можно было бы организовать сравнительное прослушивание, инсталлировав мою головку Dynavector на VPI HRX с тонармом JMW-12.7 или взяв Basis 2800 с тонармом Vector... Но, увы, у скульптора под рукой не оказалось подходящего куска мрамора, чтобы высечь изваяние. У меня был только Music Hall MMF 5.1SE за $995, да звукосниматель Goldring. Зная, что многие скептически отнесутся к такому, по их мнению, сомнительному мероприятию, поспешу обратить внимание на очевидное: аудиофилы часто начинают с недорогих компонентов, а затем, по мере того как меняются их вкусы и достаток, приобретают другие, более высокого уровня. Коль скоро речь идет об аналоге, то у меня было около полудюжины проигрывателей, и каждый последующий был лучше предыдущего. Поэтому вполне можно представить человека, начавшего с Music Hall и пришедшего к TW-Acustic. Если вы тот самый индивидуум, пожалуйста, проявитесь, дайте мне знать!

Мой Dynavector XV-1s немало поработал в связке с MMF 5.1SE, поэтому я знаю, как проигрыватель звучит с этим превосходным звукоснимателем – определенно звучание оказалось лучше того, что я ожидал услышать. Раньше в соответствующей статье я отмечал, что MMF 5.1SE «с легкостью выявляет звуковой почерк XV-1s», таким образом, я не считаю абсурдным сочетание головки за $4250 со вчетвером менее дорогими проигрывателем и тонармом. Конечно, установив XV-1s на тонарм Graham Phantom, а тот в свою очередь на Raven AC, я гораздо более полно раскрою возможности картриджа. Почерк XV-1s – изумительные пластичность, деликатность и тонкость нюансировки – более ясно проявятся в сотрудничестве с Raven AC, чем с MMF 5.1SE. Вместе с тем, Raven AC добавляет немало своего в копилку звуковых качеств – это в первую очередь плотность и весомость звучания, которые можно было бы назвать «нейтральностью», только, конечно, не в обычном значении слова, за которым стоит звучание тусклое и пресное. Я без колебания предпочту строгий, ясный и живой характер Raven AC истонченному, бедноватому звуку более дешевых проигрывателей.

Еще один пункт, в котором Raven AC просто-таки вчистую обыгрывает MMF 5.1SE, – это бас. Нижний регистр Raven AC обладает более внушительным глубинным резервом по сравнению с более дешевой комбинацией проигрыватель/тонарм, которой недостает опоры в области ниже среднего баса. Я был весьма удивлен тем, как много новой низкочастотной информации Raven AC смог извлечь из релизов Music Matters Blue Note, записанных более пятидесяти лет тому назад. У меня есть соответствующие компакт диски Blue Note с записями Music Matters – в их звучании нет того основательного нижнего регистра, который имеется на мастерлентах и который так впечатляюще демонстрирует Raven AC.

Raven AC превосходит менее дорогой проигрыватель по качеству детализации, по трансляции микро- и макродинамики и уровню шумов канавки. По-видимому, этих преимуществ удалось достичь благодаря всеобъемлющим мерам по противодействию вибрациям. Я бы мог продолжать, но, думаю, картина вам уже ясна. Все-таки MMF 5.1SE очень хорош и обладает многими чертами, которые слушатели связывает с аналоговым звуковоспроизведением. Этот очень достойный источник хорошо сочетается со звукоснимателями высокого уровня вроде XV-1s. Однако, инсталлировав ту же головку на TW-Acustic Raven AC, ты получишь аналоговый источник, который захватит тебя всего, без остатка. Конечно, за Raven AC придется выложить немало денег, но проигрыватель и дает очень много взамен. Считаю, игра стоит свеч.

Вывод
TW-Acustic Raven AC решает простую задачу «крутить пластинку» на впечатляюще высоком уровне. Дизайнер Томас Уошник много лет совершенствовал конструкцию, что привело к созданию проигрывателя, который сегодня принадлежит к элите аналогового звуковоспроизведения. Raven AC убедительно показывает, каким должно быть звучание музыки на виниловых дисках – богатым, рельефным и красочным. Модель эффективно противостоит шумам, искажающим и маскирующим ценные музыкальные текстуры. Raven AC располагает к вдумчивому, углубленному прослушиванию. Его звучание сложно критиковать, ему сложно что-то противопоставить.

Все меньше становится производителей проигрывателей, беззаветно преданных своему делу, но все же они есть. Гарри Вайсфелд (VPI), Армандо Конти (Basis Audio) и Ален Перкинс (Immedia) создали немало отличных проигрывателей грампластинок, воплотив в них собственные оригинальные идеи. Отдельной строкой в перечне впишите имя Томаса Уошника. Raven AC – на редкость музыкальный компонент с необыкновенно красивым и свежим аналоговым звучанием.

Марк Майклсон