Журнал "Салон АВ"  2000 г.  №10
Антон Коломийцев

В твердом переплете. Новые кабели AudioQuest

Есть заблуждение, с которым AudioQuest борется со дня своего основания. Дело в том, что большинство производителей аудио- и видеокабелей пытаются свести к минимуму потери и искажения, возникающие при прохождении сигнала. Лоу считает это совершенно бесполезным, т.к. потери, по его мнению, никак не влияют на качество в силу своей линейности, а с искажениями бороться бесполезно. Девиз компании "The Not So Naked Truth", взятый у Шекспира, означает, что правды в чистом виде не существует, а стало быть, и не стоит тратить время и силы на ее поиски. Вместо этого Лоу предпочитает гармонизировать искажения, чтобы они не влияли на музыкальные способности аудиотракта или разрешение картинки. На словах все просто, но на деле потребовались годы и годы исследований, чтобы экспериментально, порой на слух, найти оптимальное сочетание проводников и изоляционных материалов, их диаметр и взаимное расположение В любом изделии AudioQuest можно обнаружить жилы всего двух, максимум трех сечений, сочетание которых строго определено. Была разработана т.н. технология рассеянного спектра Spread Spectrum Technology, согласно которой укладка в одном рукаве нескольких проводников разной толщины заметно снижает характерные недостатки каждого из них.

Напомним, что вокруг любого проводника с током возникает электромагнитное поле, поэтому в многожильном кабеле - а в AV-технике других не бывает - все проводящие элементы влияют друг на друга. Возникают многочисленные отражения, отголоски полезного сигнала, ухудшающие микродинамику и разрешение тракта. Однако на вооружении AudioQuest есть несколько фирменных конфигураций, способных свести вред от этих "привидений" к минимуму даже при больших токах. Например, в новых акустических кабелях F-40 используется принцип SSCP, или Semi-Solid Concentric Packing - плотная и равномерная концентрическая укладка относительно тонких жил, при которой их поля взаимно гасятся. По свойствам такая конструкция сходна с Solid - цельнометаллическим проводником, где искажения, обусловленные взаимовлиянием жил, отсутствуют полностью. Единственный недостаток "Солид" - ограниченное сечение, поскольку толстый провод будет трудно согнуть. Но и эта проблема была решена. В новых моделях, в т.ч. и аудиофильских Slate, Bedrock, Granite и Gibraltar, реализован принцип Hyperlitz, где монопроводники свиты таким хитрым образом. что скин-эффект и магнитное взаимодействие сведены к минимуму, и при этом кабель обладает необходимой гибкостью. Еще лучшие результаты дают Counter Spiraling Helixes, когда две спирали проводников уложены навстречу друг другу в противоположных направлениях. "Горячие" и "холодные" шины неоднократно пересекаются, а не идут параллельно друг другу, поэтому перекрестное взаимодействие между "плюсом" и "минусом" всегда постоянно. Так устроена "горная" серия AudioQuest, в которой четыре модели Caldera, Volcano, Kilimanjaro и топовая Everest. Есть еще одна широкополосная конструкция SBW, дающая все прелести bi-wiring при минимальном количестве жил.

В интерконнектах токи незначительны, и вопрос магнитного взаимодействия не стоит так остро. Зато здесь полно других проблем: нужно надежно защитить слабый сигнал от внешних наводок, подавить фон и помехи, возникающие при соединении компонентов с различным потенциалом на корпусе, а в видео- и цифровых кабелях - малые потери на ВЧ и минимальные искажения формы импульсов. Самая простая конструкция - Coax. т.е. коаксиальная, где роль "плюса" выполняет центральный проводник, а экран служит "минусом". В более совершенной Symmetrical Coax вдоль экрана из фольги идет голый провод, с теми же волновыми свойствами, что и центральная изолированная жила. В Sidewinder и Copperhead, таким образом, соблюдается полная идентичность отрицательного и положительного путей прохождения сигнала. Еще меньше искажения в кабеле Diamondback, где применяется двойная балансировка Double Balanced, а в старших, "змеиных" интерконнектах Coral, Viper, Python, Anaconda и Amazon - тройная, т.е. Triple Balanced. Она необходима для обеспечения упомянутой выше идентичности при балансном подключении с помощью разъемов XLR. В обычной же схеме с "тюльпанами" RCA дублирование минусовой шины заметно улучшает свойства кабеля.

Введение в металлографию

Разумеется, очень важную роль играют и свойства самого проводника. Традиционно, AudioQuest в аудиокабелях применяет исключительно чистые материалы, медь или серебро, а в цифровых и видео - также и посеребренную медь. Как правило, все межблочники стоимостью до $1000- медные, а в более дорогих используется серебро. Та же тенденция наблюдается и в колоночных кабелях. Металл подвергается очистке и проходит несколько стадий обработки для оптимизации кристаллической решетки. Например, длиннозернистая медь LGC (Long Grain Copper) является одной из разновидностей бескислородной, но благодаря внутреннему строению обладает очень низкими искаженями. Еще лучше FPC (Functionally Perfect Copper), или функционально чистая медь, имеющая мелкозернистую структуру. Она дает более прозрачное звучание с улучшенными динамическими контрастами. Существует разновидность FPC-6. т.е. со степенью очистки "шесть девяток", исключительно чистый (99,99997%) и мягкий металл, из которого делались лучшие бюджетные модели AudioQuest. Превзойти ее может только PSC (Perfect Surface Copper) - медь с идеальной поверхностью. Еще в 1985-м Билл Лоу разработал и опубликовал концепцию (кстати, готовится очередное переиздание его книги), согласно которой максимальная плотность спектра звукового сигнала приходится на внешнюю поверхность проводника, поэтому от ее качества в значительной степени зависит музыкальность кабеля. Теория была не раз подтверждена экспериментально: медные жилы "шесть девяток", изготовленные методом вытягивания из расплава, а не волочением через фильеру, показали такой результат, что от него пришли в восторг даже видавшие виды сотрудники фирмы. Для самых совершенных и, разумеется, дорогих кабелей позже был создан более чистый вариант меди PSC+ и венец творения - PSS, т.е. серебро с идеальной поверхностью.

С металлами вроде бы все понятно, а вот то, что изоляция тоже может влиять на звучание, поверить труднее. На самом деле любой материал обладает способностью поглощать энергию, а ведь именно ее мы и передаем от одного аппарата к другому. Рассмотрим вкратце свойства диэлектриков, которые используются в современном кабелестроении. Самый недорогой и наиболее распространенный, несомненно, PVC (Polyvinyl Chloride), известный у нас как ПВХ. Обладает повышенным поглощением на высоких частотах, но неплохо работает в аудио из-за неагрессивного характера искажений. Полиэтилен, или РЕ, поглощает меньше энергии, чем ПВХ, и звучит немного мягче. Фирменная фишка АК - вспененный полиэтилен, или Foamed РЕ Как известно, лучшим диэлектриком является воздух, поэтому наличие пор существенно улучшает свойства изоляции кабеля, делая звук чище и динамичней. Следующий шаг в этом направлении - применение полиэтиленовых трубок, надеваемых на металлический проводник с большим зазором. При этом воздух становится основным изолятором.

Но полиэтилен - самый идеальный материал и все же оказывает некоторое негативное влияние на звук. А вот в сочетании с абсолютно инертным тефлоном удается получить еще более высокие характеристики кабеля.

AudioQuest уделяет большое внимание качеству соединений - во всех кабелях дороже $100 используется низковольтная сварка при токе 8000 А. При этом металлы начинают взаимодействовать на молекулярном уровне, образуя однородную монолитную структуру. Сами коннекторы изготавливаются из монокристаллической меди с последующим серебрением или золочением, причем часто одна и та же марка кабеля выпускается в двух вариантах. AudioQuest очень трепетно относится к качеству своих изделий, и вот наглядный пример. Большинство конкурентов уже давно выпускают кабели с разъемами SCART, широко применяемые для коммутации видеоаппаратуры. Лоу категорически отказывался от их разработки из-за изначально плохого качества контактов, но недавно вынужден был уступить под давлением европейских дилеров, настойчиво требовавших столь популярное в народе и перспективное изделие.

Однако Лоу прекрасно понимает, что будущее бытовой электроники за AV-системами, поэтому в новой линейке CinemaQuest огромное количество видеопродукции. Это RGB-кабели, объединяющие пять коаксиальных 75-омных жил, тройные компонентные, композитные и специальные с улучшенной изоляцией для подключения спутниковых "тарелок". Последние характеризуются малыми потерями на СВЧ при очень большой длине линии. Старшие модели изготовлены из серебра FPS или PSS с чистотой "шесть девяток", а те, что попроще, из посеребренной меди. В дорогих оптических кабелях используется кварцевое стекло.

И еще одно веяние времени - кабели для мультирумных инсталляций. В новом каталоге AudioQuest шестнадцать различных вариантов, от плоского многожильного F-40 до Helix Hyperlitz KE-4 стоимостью $200 за погонный метр, изготовленный из того же серебра PSS, что и хай-эндные Kilimanjaro и Everest. Каждое изделие проходит обязательную сертификацию, т.к. на фирме отлично понимают, что отказ хотя бы одного кабеля, замурованного в стену или проложенного под полом, может доставить клиенту изрядные неприятности.

Трудно поверить, что на фирме, разработавшей все эти технологии, трудится всего 40 человек, включая офисных сотрудников. Недавно была построена новая фабрика с вдвое большей производительностью, чем прежняя. Там, помимо аудио- и видеопродукции, широко известной во всем мире, продолжают выпускаться тонармы для виниловых проигрывателей (хотя звукоснимателей, к сожалению, в ассортименте уже нет), сетевые кабели, наконечники и разъемы, сорботановые ножки, ферритовые подавители радиочастотных помех и другие полезные вещицы, которые, не опасаясь недовольства Билла Лоу, можно назвать аксессуарами.